"О некоторых вопросах противодействия коррупции в органах государственных доходах"

03.10.2018 Борьба с коррупцией

"О некоторых вопросах противодействия коррупции в органах государственных доходах"

О коррупции как об особо опасном явлении в Республике Казахстан стали говорить с 90-х годов прошлого столетия.

Этимологический термин "коррупция" происходит от латинского "соrruptio" и означает "порча, подкуп". Эти два слова и определяют понятие коррупции.

"Коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгод в личных целях" указывается в Справочном документе ООН о международной борьбе  с коррупцией (1995).

Яркую характеристику  коррупции дает ученый-адвокат А.И. Кирпичников: "Коррупция - это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так и коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции - своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости".

В послании Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана "Стратегия "Казахстан - 2050" Новый политический курс состоявшегося государства" указано, что государство должно единым фронтом выступить против коррупции. Коррупция - не просто правонарушение. Она подрывает веру в эффективность государства и является прямой угрозой национальной безопасности".

Законом Республики Казахстан "О противодействии коррупции"дано определение коррупции - незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ.

Во всех законодательных и нормативных актах Республики Казахстан подчеркивается, что коррупция в корне противоречит интересам общества и государства.

Как социальное явление коррупция проявляется в совершении различных коррупционных деяний, некоторые из которых являются преступными и преследуются в уголовном порядке, а другие не являются таковыми и ответственность за них регулируется  другими отраслями.

Например, ответственность за коррупционные административные правонарушения законодательно закреплена в КРКоб АП.

Перечень  коррупционных деяний, не уголовного и административного характера, закреплен в виде ограничений для государственных служащих в ЗРК "О государственной службе" (ст.13). Кроме того, в ст.50 ЗРК "О государственной службе" (далее - Закон) перечислены дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу.Совершение государственным служащим какого-либо дисциплинарного проступка, указанного в статье 50 настоящего Закона, если он не содержит признаков уголовно наказуемого деяния либо административного правонарушения, в зависимости от характера проступка влечет наложение в установленном законом порядке дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии либо увольнение.

Уголовным и административным законодательством Республики Казахстан предусмотрена не только ответственность за получение незаконного вознаграждения (взятки), но и за дачу взятки.

Таким образом, государство борется не только с коррупционерами-взяточниками, но с взяткодателями.

Своими преступными деяниями, по нашему мнению,  взяткодатели  как и взяткополучатели, подрывают авторитет власти, дискредитируют демократию, негативно влияют на развитие и укрепление экономики в целом.

В связи с этим,  профилактика и предупреждение коррупционных проявлений ведется не только среди лиц, занимающих ответственную государственную должность, лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций и должностных лиц, но и среди широких слоев населения.

Руководством Комитета государственных доходов, в целях привития антикоррупционной модели поведения недобросовестным налогоплательщикам и участникам внешнеэкономической деятельности, реализации принципа неотвратимости наказания за подкуп должностных лиц органов государственных доходов, инициированы меры по широкому вовлечению работников органов госдоходов в мероприятия по предупреждению коррупции, в том числе с применением к ним мер материального поощрения за проявление сознательности в противостоянии коррупции.  

В результате проведенных мероприятийс участием подразделений внутренней безопасности органов государственных доходов в 2017 году  пресечено  9 фактов взяткодательства (в г.Алматы, Алматинской и Магнистауской областях по два факта, по одному факту в ВКО, Жамбылской области и ЮКО).  За 6месяцев 2018 года пресечено 11 фактов дачи взяток должностным лицам ДГД (г.Алматы - 3, Алматинская область - 2,ЮКО - 2, Кызылординская область - 2, Акмолинская область - 1, Актюбинская область - 1).    

В результате проведенных мероприятий в июне месяце текущего года УВБ ДГД по Актюбинской области  пресечен 1 факт взяткодательства работнику налоговой службы.

Так, 11 июня 2018 года подразделением внутренней безопасностиДГД по Актюбинской области зарегистрировано в ЕРДР  досудебное расследование по ст.367 ч.1 УК РК в отношении гражданина "Б" по факту дачи взятки в сумме 10 000 тенге главному специалисту УГД по Хромтаускому району "К", за не привлечение  к административной ответственности.

В результате проведенных негласных следственных действий гражданин "Б" задержан с поличным.
    Уголовное дело в отношении гражданина "Б", по факту дачи взятки, в настоящее время рассмотрено Хромтауским районный судом и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 тенге.

Предоставление физическими или юридическими лицами лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, незаконного материального вознаграждения, подарков льгот либо услуг, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность (ст.ст.676,678 КРК об АП). Санкциями данных статей предусмотрено наложение штрафа в размере двухсот месячных расчетных показателей на физических лиц и в размере семисот пятидесяти месячных расчетных показателей на юридических лиц.

За повторное совершение действий предусмотренных  частью 1 статьи 678 Кодекса, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания влечет штраф в размере тысячи пятисот месячных расчетных показателей.
    За 6 месяцев т.г. пресечено 4 факта незаконного дарения подарков, по которым составлены административные материалы (Алматинская область - 2, г.Астана - 1, СКО - 1).

Государственные служащие обязаны незамедлительно доводить до сведения руководства государственного органа, в котором они работают, или до правоохранительных органов о ставших им известными случаях коррупционных правонарушений (п.13 ст.10 Закона).

Антикоррупционное поведения государственных служащих  установлено  статьей 52 Закона, из норм которой следует, чтогосударственные служащие должны противостоять проявлениям коррупции, не допускать коррупционных правонарушений, должны пресекать факты коррупционных правонарушений со стороны других государственных служащих.

Вместе  с тем, если государственный служащий располагает информацией о коррупционном правонарушении, он должен принять необходимые меры по предотвращению и прекращению такого правонарушения, в том числе незамедлительно в письменной форме информировать вышестоящего руководителя, руководство государственного органа, в котором он работает, уполномоченные государственные органы. Государственный служащий также обязан незамедлительно в письменной форме информировать указанные лица и органы о случаях склонения его другими лицами к совершению коррупционных правонарушений. 

При этом, руководство государственного органа обязано в месячный срок со дня получения информации принять меры по заявлениям государственного служащего о коррупционных правонарушениях, случаях склонения его к совершению данных нарушений, в том числе путем организации проверок и направления обращений в уполномоченные органы.

Кроме того, руководство государственного органа обязано принять меры по защите государственного служащего, сообщившего о случаях коррупционных правонарушений, склонения его к совершению данных нарушений, от преследования, ущемляющего его права, свободы и законные интересы.

Законом предусмотрены гарантии неприкосновенности лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией. Лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным  образом оказывающее содействие в борьбе с коррупцией, находится под защитой государства и поощряется  в порядке, предусмотренном Правительством Республики Казахстан.

В соответствии с Правилами поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1131, поощрение в виде единовременного денежного вознаграждения устанавливается в следующих  размерах:

- по административным делам о коррупционных правонарушениях - 30 месячных расчетных показателей (далее - МРП);

- по уголовным делам о коррупционных преступлениях небольшой тяжести - 40 МРП;

- по уголовным делам о коррупционных преступлениях средней тяжести - 50 МРП

- по уголовным делам о тяжких коррупционных преступлениях - 70 МРП

- по уголовным делам об особо тяжких коррупционных преступлениях  - 100 МРП.

В случае отказа лица, сообщившего о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказавшее содействие в противодействии коррупции,  от единовременного вознаграждения, могут устанавливаться поощрения в виде награждения грамотой или объявления благодарности.

Профилактика и предупреждение коррупционных проявлений среди работников и сотрудников Департамента, а так же выявление фактов подкупа должностных лиц ДГД по Актюбинской области, остается приоритетным направлением деятельности подразделения внутренней безопасности Департамента.

Противодействие коррупции должно стать личным делом каждого из нас, а Честность, Справедливость и Неподкупность нормой поведения.

Старший офицер по ОВД
Управления внутренней безопасности
Департамента государственных доходов
по Актюбинской области
Федоровский Сергей Николаевич